Выбор страховщика для постоянного сотрудничества всегда был важен. Особенно для оформления автостраховки. Это удобно с ОСАГО: не нужно вводить данные каждый раз. И выгодно для КАСКО – скидка за безубыточность растет каждый год.
В условиях кризиса и пандемии, его вызвавшей, взвешенный выбор только набрал значимости. Теперь, когда заключение договоров преимущественно происходит в онлайне, не ошибиться со страховым партнером сложнее (нет фактора интуитивной оценки квалификации сотрудников в офисе, хотя есть большая экономия сил и нервов).
Для поиска своего страховщика по ОСАГО или КАСКО и нужны рейтинги. Они бывают разные – экспертные, народные, независимые, государственные. До так называемого коронакризиса страхователь обычно руководствовался всего двумя видами рейтинга – народным и Центробанка. Теперь же к ним добавился еще один важный пункт – судебный рейтинг. Что это такое и как его использовать?
Как работает судебный рейтинг
Если народный рейтинг в большей степени ориентирован на оценку качества наполнения страховых программ, а рейтинг надежности ЦБ «заточен» на финансовую устойчивость СК, то судебный рейтинг демонстрирует лояльность продавца автостраховки к ее покупателю. В его основе – соотношение количества принятых претензий на выплату за отчетный период к количеству судебных дел с участием страховщика за тот же период.
Другими словами, судебный рейтинг показывает:
- как много страховая компания судится, чтобы отменить выплату или признать действия страхователя мошенническими;
- какая доля в общем объеме заявок от пользователей ОСАГО или КАСКО на компенсацию приходится на проблемное урегулирование через суд;
- насколько активно страховщик принимает претензии от заявителей и как много времени, сил, денег тратит на суды.
Сразу стоит оговориться, частота судебных споров (процент разбирательств с участием СК в общем объеме заявлений на возмещение) не может быть нулевым (разве что договоров в портфеле компании не более 100). Во-первых, потому что мошенничество среди держателей страхового полиса все же имеет место. Во-вторых, не всегда стороны без суда могут прийти к адекватной сумме компенсации ущерба.
Градация
Другой вопрос, сколько именно приходится на долю судебных разбирательств. Специалисты, которые профессионально оценивают выгоды сотрудничества с той или иной организацией со стороны страхователя, делят показатели частоты на 3 категории.
- Оптимальные – от 0,01 до 1%. Это при условии, что в год компания обрабатывает более 5–7 тысяч заявлений (претензий) страхователя.
- Приемлемые или допустимые – от 1 до 5%. Для принятия окончательного решения касательно сотрудничества по ОСАГО или КАСКО с такой компанией желательно сформировать выборку ее проблемных дел за несколько лет. Если их процент в общем объеме заявлений стабильно держится у верхнего предела (5%), лучше сменить страховщика, чтобы не оказаться в этой «пятерке».
- Повышенные или рисковые – от 5% и выше. Сотрудничество с компанией, у которой на сотню претензий страхователей по ОСАГО (убыточный продукт с частными выплатами) приходится 5 судебных разбирательств, имеет все шансы закончиться в суде.
Как составить для себя судебный рейтинг выбранных компаний
Для самостоятельного анализа показателей достаточно взять две цифры. Они есть в финансовых отчетах и публично доступной документации по большинству организаций.
Это общая цифра заявлений на выплату (по конкретному продукту – КАСКО или ОСАГО) и количество судебных разбирательств за прошлый год. Последний показатель можно найти на сайте судебных инстанций или в срезах аналитических групп.
Далее определяем долю второго показателя в первом и смотрим на результат. Чем он ниже, тем лучше. Особенно для КАСКО, по которому средняя выплата значительно выше, чем в ОСАГО.