После долгого перерыва Госдума, наконец, вернулась к рассмотрению вопроса о реформе ОСАГО. В I чтении принят ее новый проект. В нем нет продолжения расширения тарифного коридора, хотя РСА в последнее время неустанно говорил о его необходимости. Отмены коэффициентов в новом законе тоже нет. Хотя формула расчета стоимости автогражданки все-таки поменялась. Правда, не все считают, что эти перемены к лучшему.

Что изменится для страхователя ОСАГО

Основных нововведений два.

  1. При расчете тарифа страхования начнут применять дополнительный коэффициент аккуратности вождения. Он не может составлять менее 1, то есть работает только на удорожание страховки.
  2. Меняется и базовая ставка. Для таксистов, водителей, которые используют прицеп, и юридических лиц автогражданка подорожает априори.

Подробнее о новом коэффициенте

Напомним, в изначальном варианте проекта реформы количество коэффициентов, участвующих при расчете тарифов для электронных и обычных полисов ОСАГО, должно было уменьшиться. В итоге оно только выросло.

Сам показатель аккуратности вождения будет рассчитываться индивидуально по данным, получаемым страховщиками из сводной базы с ГИБДД. Суть этого коэффициента сводится к тому, что злостным нарушителям ПДД страховщики смогут увеличивать цену на 10–300%.

Точнее, как именно будет расти цена по мере увеличения количества зафиксированных нарушений, будет решать страховщик. Но новая стоимость полиса не сможет превысить расчетный базовый тариф (со всеми коэффициентами по возрасту, мощности мотора, стажу и т. д.) более чем в 3 раза.

Повышать стоимость автогражданки страховщики смогут только:

  • за серьезные нарушения (проезд на красный свет, вождение в состоянии алкогольного опьянения, проезд на запрещающий жест инспектора, выезд на встречную полосу или превышение скорости на 60 км/ч и более);
  • неоднократную регистрацию серьезных нарушений (единожды нарушив любое из вышеперечисленных правил, водитель не должен получать «второй штраф» через цену автогражданки);
  • фиксацию нарушения сотрудником ГИБДД.

Эксперты уже отметили, что последнее ограничение этого списка практически отменит видимую эффективность нововведения. По задумке оно должно не столько повысить тариф автострахования, сколько мотивировать любителей быстрой езды сменить манеру вождения. Таких водителей в России, к слову, насчитывается порядка 15%.

Проблема же заключается в том, что 80% всех подобных нарушений фиксируются не «вживую» (хотя бы потому, что машина игнорирует жесты инспекторов), а на камеры. А данные видеофиксации при расчете нового коэффициента не учитываются.

Новые тарифы для авто разного назначения

Обоснование введения тарифов отдельно для частников, таксистов и т. д. – статистическая информационная база и логика. По мнению инициаторов проекта, большее время за рулем сулит более высокий риск участия в аварии. Таксисты проводят в машине больше времени, чем частный водитель, потому и платить за полис будут больше.

С юридическими лицами ситуация иная. Они просто не могут разделить своих водителей на аккуратных и лихачей, потому им цену увеличит новый коэффициент.

А пользователи прицепов в ДТП причиняют больший ущерб, чем легковой транспорт без прицепа. Поэтому им предложат ОСАГО дороже.