На прошлой неделе, 13 мая Госдума приняла в III чтении законопроект, который запускает второй этап реформы ОСАГО. Одним из самых «громких» пунктов этого документа стал новый коэффициент. Его ввели вместо удаления двух старых показателей, которое планировалось изначально.
Согласно разъяснениям страховщиков, новый расчетный критерий будет увеличивать цену автогражданки для злостных нарушителей ПДД. И снизит ее стоимость для тех, кто правил придерживается строго и штрафов или предупреждений от ГИБДД не получает.
Как это заработает, и главное, когда, правда, не разъясняется. Хотя эксперты уже сделали первые выводы касательно сроков.
Небольшое уточнение
Надо сказать, что скидки по автостраховке коэффициент аккуратности вождения не предусматривает. Ниже 1 он быть не может. Говоря о снижении стоимости страхового полиса, представители РСА с большой долей вероятности подразумевают добрую волю страховых компаний.
Логика здесь следующая:
- в распоряжении страховщиков есть такой инструмент, как тарифный коридор, «внутри» которого они могут увеличивать или снижать тариф для страхователя;
- по состоянию на середину мая 2020 года подавляющее большинство страховых компаний торгуют ОСАГО на уровне тарифного коридора, ближе к максимальному значению;
- когда в расчете стоимости начнут применять новый коэффициент, и те 15% водителей, которые любят лихачить, себя обнаружат штрафами за превышение скорости, тариф для остальных начнет спускаться к нижнему пределу коридора.
И все, казалось бы, готово
Все предпосылки для такого снижения уже есть. Во-первых, в первом квартале года практически у всех страховщиков наблюдается снижение убыточности по автогражданке (спасибо самоизоляции). Во-вторых, долгий «карантин» существенно повысил количество продаж автостраховки через интернет, и есть вероятность, что водителям такая практика пришлась по душе. А для страховщиков электронный ОСАГО – это дополнительная экономия на комиссионных для агентов и расходах на менеджеров, которые выписывают бумажные страховые полисы.
Когда все случится
Остается вопрос, когда именно для водителей, не нарушающих правил движения, начнет сокращаться цена обязательного автострахования. Мнения среди специалистов расходятся. Одни уверены, что эффект будет заметен сразу – уже к июлю–августу 2020 года. Другие считают, что сперва страховому сообществу нужно собрать статистику, чтобы на ее основе выполнять пересчет.
Другими словами, до конца лета ждать какого-либо снижения в связи с реформой водителям не стоит. А вот вырасти по мере поступления информации от ГИБДД стоимость ОСАГО может. Напомним, новый показатель не привязан к КБМ, который теперь пересчитывается только раз в год (то есть увеличивает стоимость по прошествии определенного времени).
Потому думающему страхователю надо сделать одно из двух (а еще лучше – оба действия сразу). Во-первых, не нарушать ПДД. Во-вторых, озадачиться заказом страхового полиса заранее. При выборе его электронного варианта это можно сделать за 1–2 месяца до истечения срока прошлого договора. Конкретный временной промежуток устанавливает страховщик.