Коронавирус, придя со своей малоприятной статистикой, буквально перевернул нормальную жизнь многих россиян. «Досталось» всем – бизнесу и частным гражданам, потерявшим работу, пешеходам и водителям. Последние до сих пор не могут разобраться, как им правильно действовать, чтобы получить обязательный страховой полис, не нарушив правила в условиях массовой самоизоляции.
По полочкам
Хотя как раз с последним вопросом автолюбителям стараются помочь и страховщики, и законодатели. Остается только понять, как именно можно, надо, желательно и нельзя действовать. Вопросов, конечно, много, и у всех они разные. Но как минимум на 5 самых распространенных из них эксперты уже ответили.
Так, по списку:
- Как купить автогражданку, если страховые компании не работают (офисы закрыты)?
- Что с диагностической картой? Нужна она прямо сейчас или нет?
- Как недавний закон о посредниках онлайн-продаж меняет обстоятельства оформления автогражданки?
- Будут ли начислять штрафы за отсутствие автостраховки в период действия режима повышенной готовности?
- Действует ли ОСАГО, если водитель едет без спецпропуска?
Офисы закрыты, а страховой полис заканчивается
Несмотря на принудительное (в ряде случаев) закрытие филиалов и отделений страховых компаний, возможность приобрести страховую услугу сегодня у страхователя есть. ОСАГО можно купить за 20 минут (если это оформление у того же страховщика через агрегатор или его собственный сайт) в интернете. Другой вариант, который появился недавно, – покупка при посредничестве брокера (юридическим лицам) или агента.
В первом случае достаточно выбрать сайт надежного агрегатора, который сотрудничает только с проверенными компаниями, сравнить тарифы для своих условий в несколько кликов и заказать страховку. На почту от страховщика придет счет. После его оплаты по тому же адресу отправят готовый страховой полис. Его можно оформить и заранее – максимум за 2 месяца до окончания прежнего ОСАГО (конкретный срок устанавливает страховая организация).
В случае с агентами следует соблюдать осторожность. Их участие, впрочем, мало что меняет в части практикума оформления. Заполнять анкету за клиента они по-прежнему не могут. Подробнее возможности посредников рассмотрим чуть ниже.
Невозможно пройти технический осмотр, как купить ОСАГО
Пункты прохождения техосмотров тоже закрыты. Но это не значит, что с просроченной диагностической картой нельзя оформить онлайн-полис автогражданки. Существует рекомендация Центробанка, согласно которой страховщики вправе на свое усмотрение заключать страховые договоры без технического осмотра машины (действующего на момент оформления). И многие этим правом (а точнее, советом мегарегулятора) пользуются.
При этом важно понимать:
- документ ЦБ носит рекомендательный характер, то есть оформление ОСАГО без ТО остается на усмотрение страховщика, но не является его обязанностью (если одна компания не соглашается заключить договор, всегда можно обратиться в другую);
- получение страховки без диагностической карты не отменяет обязательств страхователя пройти техосмотр, это нужно будет сделать в течение 30 дней с момента отмены режима повышенной готовности (иначе ОСАГО потеряет юридическую силу).
Оформление автогражданки через посредника
Новый закон разрешает посредникам – агентам, брокерам, агрегаторам – сопровождать оформление страхового договора, заключаемого между страхователем и страховщиком онлайн. В контексте ОСАГО это означает:
- консультации;
- ориентировочный предварительный расчет тарифа;
- помощь в выборе надежного страховщика;
- разъяснение условий самой программы (для физических лиц – под электронную подпись);
- информационная поддержка при покупке страховки.
Согласно утвержденным правилам, агенты точно могут содействовать продажам электронных полисов обязательной автостраховки. Остальной набор продуктов (КАСКО, ДСАГО и другие виды страхования) определяет конкретная страховая компания. Каждый страховщик должен определиться, какие из их агентов будут продавать поименованные продукты их линейки.
Это надо знать
Важные уточнения по правам и обязанностям продавца страховой услуги и его партнера-агента:
- заключать договор онлайн агент может, а вот подписывать его своей электронной подписью – нет, это все еще привилегия страховой компании;
- принимать страховую премию от страхователя на свои счета посредник тоже не вправе (хотя он может указывать точную цену ОСАГО по согласованию со страховой организацией);
- страховщик не вправе признавать договоры автостраховки, заключенные онлайн при содействии его агента, недействительными в связи с ошибками посредника.
Что это значит для водителя? Работая с посредником, всегда надо проверять его документы. У агрегатора это комплект регистрационной документации, как и у брокера. У агента как минимум должен быть агентский договор с нужным страховщиком. Тогда последний обязан будет отвечать по всем пунктам страхового договора.
Страховой организации установленные требования сулят одно. Своих партнеров она должна проверять очень тщательно. Потому что за их просчеты, ошибки и неточности придется отвечать своим капиталом и своей репутацией.
Штрафы за отсутствие ОСАГО в период действия ограничений
Один из самых важных вопросов, который волнует страхователя в 2020 году по поводу ОСАГО, касается штрафов за его отсутствие. Их никто не отменял.
Даже учитывая всю сложность ситуации (а также предусмотренные возможности для надлежащего исполнения обязанности по заключению страхового договора), правительство требует от водителей финансовых гарантий. В случае отсутствия этих гарантий, как и прежде, автолюбитель получит штраф 800 рублей.
Спецпропуск и ОСАГО
Введение специальных пропусков для перемещения на личном транспорте в ряде городов (начиная с Москвы) сформировало еще ряд вопросов страхователей. И здесь хорошая новость: страховщики единодушно разъяснили, что даже при нарушении требования о наличии пропуска (если машина попала в аварию по вине ее водителя) автогражданка будет работать. То есть потерпевшему ущерб возместят.