Не так давно в Госдуму был внесен законопроект, призванный устранить юридическую двузначность в вопросах регулирования продаж автостраховок и не только через агентов, брокеров и других посредников. Быстро пройдя все инстанции, он оказался на рассмотрении и был подписан президентом.

Учитывая, что агрегаторы страховых решений законно работали и до его принятия, а также принимая во внимание растущую угрозу мошенничества в сфере массового страхового продукта, разобраться с тем, что дает новый закон, полезно каждому водителю. Главное, что необходимо осознать: он не отменяет правил безопасности при оформлении автогражданки в интернете, а напротив, повышает важность их соблюдения.

Зачем принимали

Цель нововведений, как отмечено в пояснительной записке к проекту, – устранить правовую неточность. Это наиболее правильное определение, которое и следует взять за основу. Закон не меняет правил электронного ОСАГО или порядка его продаж. Он лишь предоставляет законную возможность квалифицированным специалистам, занятым в посреднической сфере и сотрудничающим со страховыми организациями:

  • консультировать страхователя по вопросам выбора страхового продукта онлайн (в случае с автострахованием это может быть добровольная страховка ДСАГО или КАСКО);
  • предоставлять информацию от имени страховщика, если это брокер (с соответствующим пакетом документов);
  • оказывать посреднические услуги в практике оформления полиса (не продавать его и не заполнять заявку за клиента, а именно сопровождать покупку).

При этом агент или другой посредник не может подписывать полисы за страховую организацию, принимать деньги от страхователя в качестве страховой премии, оформлять заявки на урегулирование страховых случаев. Базовые полномочия, как и раньше, остались за продавцами услуг.

Почему это важно понимать

До принятия отдельным документом поправок, которые прямо запретили посреднику заполнять заявление на e-ОСАГО за клиента, многие так называемые агенты «грешили» оформлением полисов за автовладельцев. При этом они нередко указывали неверные данные по машине или водителю – искусственно занижали мощность мотора, меняли регион прописки или стаж страхователя за рулем. Все это позволяло снизить расчетный тариф до минимума.

Но покупатель страховки обычно об этом так и не узнавал. Потому что агент перечислял страховщику недостающую сумму (или якобы достающую, поскольку данные в полисе были искажены), а с клиента брал полный тариф.

В итоге все это вылилось в ряд скандалов по понятным причинам:

  • согласно октябрьским поправкам в закон об ОСАГО (2019 год), любая неточность в полисе автоматически отменяет его действие;
  • компенсация ущерба, нанесенного водителем, который ездит без ОСАГО (недействительный договор приравнивается к отсутствующему), выплачивается этим водителем;
  • порядочные страхователи, доверившихся не тому агенту, попросту оказались перед угрозой попасть в финансовую яму, поскольку размеры выплаты на уровне 400 тыс. по имуществу и 0,5 млн рублей по ущербу здоровью никто не отменял.

Будь осторожен, страхователь

В связи с вышесказанным очень важно обратить внимание: новый закон, который разрешил посредникам участвовать в моторном онлайн-страховании, по-прежнему не предполагает возможности заполнения анкеты на онлайн-ОСАГО агентом. Оформлять договор и вводить данные должен только покупатель полиса.

Посредник же может предложить ему помощь в выборе страховщика, предварительном расчете стоимости страховке, организации комфортных условий покупки (анкета с понятными комментариями, консультации). Не более того.