Рынок КАСКО ждут совершенно непредсказуемые изменения. К такому выводу пришли аналитики по результатам исследования прогнозов страховщиков и экспертов, представляющих интересы страхователей. С одной стороны, при сохранении текущей статистики до конца нерабочих дней и частичном восстановлении продаж после их завершения, рынок потеряет по итогам года от 15 до 25% сборов. Есть и другая сторона, с которой видно, что итогом такой потери станет не изменение цен, а изменение всего сегмента.

Переход в онлайн

Если до кризиса, связанного с пандемией и мерами по ее нераспространению, в онлайн в основном продавалась обязательная автостраховка, а оформление КАСКО было скорее исключением из правил, то теперь все меняется. Страховщики со всем усердием взялись дорабатывать свои внутренние правила (которые и мешали покупкам e-КАСКО), чтобы хоть как-то поддерживать спрос.

Надо сказать, что результаты их стараний впечатляют. За короткий период многие не только реализовали бесконтактное добровольное страхование, но и разработали целую систему мотивирующих факторов для страхователя:

  • уже запущен полностью удаленный механизм урегулирования страховых случаев (пока только в нескольких компаниях, но начало многообещающее);
  • отдельные страховщики по умолчанию без доплат расширили географию действия автострахового полиса (то, чего страхователи долго не могли найти до кризиса, теперь идет опцией, – о страховом случае можно заявлять, даже если он имел место за границами РФ);
  • на условиях франшизы страховщики готовы за вполне приемлемые деньги страховать машины только от угона и частичного хищения (актуально, пока все дома).

Перечисленные меры только-только введены, а продажи страховых продуктов уже пошли вверх. Очень медленно и не у всех, но все же игнорировать такую важную тенденцию в столь сложных условиях, как нынешние, нельзя. К слову, западные страховые гиганты уже констатировали, что за всю свою историю страхование из-за пандемии переживает самую большую встряску.

Над чем сейчас работают страховые компании

На фоне растущей продажи (правильнее пока осторожно говорить – замершего падения сборов) прогнозируемого резкого роста цен на комбинированный страховой полис ждать не стоит. Правда, стоит ждать других способов ужесточения условий автострахования, – напоминают страховщики.

Так, в их планах до конца этого года:

  • Сосредоточить внимание страхователя на более дешевых продуктах с сильно урезанными рисками. Здесь наблюдается переход от урезания программ по набору рисков к сокращению покрытия по их реализации. То есть вместо отказа в выплате, потому что риск не покрывается, страхователь получает меньше денег на восстановление машины (больше платит за него из своего кармана).
  • Максимально автоматизировать процесс ведения дела по КАСКО – от онлайн-осмотра до направления в автомастерскую через приложение.
  • Вынести приоритет натурального возмещения в принципиальные вопросы ценообразования.
  • Сделать франшизу едва ли не условием по умолчанию. Впрочем, это как раз в сегменте уже произошло. Более 80% новых договоров заключаются с франшизой от 15 до 30%.

Что будет с КАСКО

Эксперты пришли к неожиданному выводу, что на выходе из кризиса вместо стремительно теряющей позиции отрасли рынок автострахования может получить совершенно обновленный сегмент. Онлайн-обслуживание, индивидуализация программ и разделение финансового ущерба между сторонами договора вполне могут сделать нишу процветающей.