За два года электронных продаж ОСАГО на более комфортный режим страхования перешли меньше трети водителей. Таковы оценки представителей самих страхователей, официальная статистика значительно лучше. Но и она согласна с тем, что e-ОСАГО или электронное КАСКО в 2017–2019 гг. развивались очень поступательно.

Самоизоляция запустила электронное страхование

С начала самоизоляции ситуация кардинально переменилась. Теперь электронный полис стал едва ли не единственным способом получить обязательную страховую защиту. Или воспользоваться привычной программой комбинированной добровольной автостраховки для тех, кому она необходима.

С одной стороны, активность страхователей на сайтах страховщиков не может не радовать. Но есть и другая сторона. Эта же активность привлекла много внимания со стороны мошенников. А недавно принятая мера, которая разрешает посредникам участвовать в сопровождении автостраховых договоров, была расценена злоумышленниками, как сигнал к действию.

И началось…

Так, в последней декаде апреля эксперты отмечают участившиеся случаи атак на официальные сайты страховых компаний. Простой поиск в сети по их наименованию дает такой интенсивной атаке логичное объяснение. Судя по тому, что у всех таких ресурсов появились клоны, есть веские основания подозревать: «обрушения» оригиналов устраивают те же, кто эти клоны запустил.

Делается так, чтобы страхователь, не заметив подмены, подавал заявку и рассчитывался за страховку на «подложной» площадке. После чего она исчезнет, а полис, который честно оплатит водитель, окажется фейком.

Меры самозащиты

Чтобы не оказаться в роли жертвы такого мошенника, водителю настоятельно рекомендуется либо оформлять заявку на сайте проверенного агрегатора (который существует хотя бы несколько лет), либо тщательно проверять каждый свой шаг при заключении договора в интернете.

Самые простые меры защиты выглядят так:

  • Переходя на сайт продавца, надо сверять его адрес с названием компании. Страховщики не допускают в своем имени откровенных ошибок. Как правило, их адрес либо полностью повторяет официальное наименование, либо содержит короткое название. Проверить оригинальность домена можно на сайте РСА или в любых других источниках (справочниках, на Википедии), которым можно доверять, и которые публикуют сайты страховых организаций.
  • Перед переводом средств страховщику надо проверить его финансовые данные. В письме, которое придет на email после оформления заявки, обязательно будут все банковские реквизиты получателя перевода. Это коды и счет. И то и другое – открытая информация (опять же, смотрим на сайтах ЦБ, РСА, можно проверить по старой платежке).
  • При расчете тарифа обязательно перепроверить его на другом калькуляторе. Отклонения допустимы в пределах 20% (действующий тарифный коридор), не больше. Сравнивая тарифы на сайте агрегатора, можно не переживать, здесь страховщики ценами «борются за страхователя». Если же расчетная цена услуги на сайте страховой организации значительно ниже того, что показывает другой калькулятор, стоит задуматься, почему.

Посредники

Если в процессе принимает участие агент или другой посредник, обязательно запросите его документы. У агрегаторов и брокеров на сайтах они обычно выложены в блоке контактов или предоставляются по запросу. От агента нужен как минимум агентский договор, заключенный с выбранной страховой компанией.

Заполнять любые данные должен только страхователь. Агент этого делать не может. Как не вправе он и подписывать договор от имени страховой компании или принимать на свой счет деньги от страхователя. Все расчеты осуществляются напрямую между продавцом и покупателем страховки.